Сегодня уже невозможно отрицать, что цифровизация экономики становится мировым трендом. Причем появление новых инструментов порой обгоняет создание адекватного и эффективного правового регулирования. Разные страны выбирают индивидуальные пути развития, но зрелым законодательством пока могут похвастаться лишь единицы. Мы рассмотрели опыт нескольких юрисдикций, оценили позитивные и негативные практики, а также попытались ответить на вопрос, почему цифровые активы так сложно регулировать.
Трудности регулирования криптоактивов
Несмотря на то, что история криптоактивов насчитывает уже более 10 лет, их единой классификации не существует. И с каждым годом ее создать все сложнее, так как механик, структур и сфер применения цифровых активов становится все больше. Однако можно выделить наиболее распространенные и популярные виды криптоактивов:
· Payment-токены — криптовалюты, используемые для оплаты товаров или услуг.
· Asset-backed токены — криптовалюты, обеспеченные ликвидными активами.
· Utility-токены — виртуальные валюты внутри бизнеса, компании или платформы.
· NFT — цифровые права собственности на уникальные объекты, чаще всего предметы искусства.
· Security-токены — цифровые аналоги ценных бумаг, которые дают те же преимущества, что и ценные бумаги, например владение долей компании, получение дивидендов.
· Asset-backed токены — криптовалюты, обеспеченные ликвидными активами.
· Utility-токены — виртуальные валюты внутри бизнеса, компании или платформы.
· NFT — цифровые права собственности на уникальные объекты, чаще всего предметы искусства.
· Security-токены — цифровые аналоги ценных бумаг, которые дают те же преимущества, что и ценные бумаги, например владение долей компании, получение дивидендов.
«Регулирование столь динамично развивающейся отрасли, в которую вовлечены новые технологии — очень трудоемкая работа. Во-первых, для выработки адекватных механизмов законодателю необходимо время на адаптацию к новой реальности. Во-вторых, требуется привлечение профессионалов, которые разбираются в технической стороне вопроса, участвовали в реализации криптопроектов в других юрисдикциях и имеют специфические знания. В-третьих, необходимо своевременно анализировать опыт игроков на складывающемся рынке, чтобы обеспечить благоприятные условия для бизнеса и, в то же время, не допускать широкого внедрения мошеннических схем», — говорит главный юрист ООО «Токены» Анна Антонова.
Глобально в мировой практике существует два подхода к управлению криптоактивами — вписать их в существующее регулирование финансового рынка по принципу схожести рисков (same risk — same regulation) или же создать новые отдельные правовые нормы.
По общим правилам
К странам, не имеющим отдельного регулирования цифровых активов, например относятся США, Сингапур и многие представители Евросоюза.
В США основными регуляторами рынка криптоактивов являются SEC (Комиссия по ценным бумагам и биржам) и CFTC (Комиссия по торговле товарными фьючерсами). SEC признает, что некоторые цифровые активы обладают признаками ценных бумаг, поэтому на них должно распространяться законодательство США о ценных бумагах.
Для того, чтобы зарегистрировать криптоактивы в качестве ценных бумаг, необходимо пройти тест Хоуи. В нем содержится четыре критерия. Если цифровой актив им соответствует, то он признается ценной бумагой.
Периодически SEC выдвигает обвинения криптовалютным биржам в том, что у них торгуются активы, которые попадают в компетенцию регулятора, но не зарегистрированы, как ценные бумаги. Одним из самых резонансных примеров стало несостоявшееся ICO мессенджера Telegram. Павел Дуров смог собрать рекордные $ 1,7 млрд, продав токены Gram квалифицированным инвесторам. Но после этого получил иск от SEC и сделки были признаны незаконными.
Подобные разбирательства в США не редкость. Криптобиржи считают, что традиционное регулирование ценных бумаг не подходит для блокчейна и настаивают на более четких правилах регулирования криптоактивов, которых до сих пор нет.
В большинстве стран Евросоюза на цифровые активы также распространяется законодательство по ценным бумагам. При этом там стремятся выработать более эффективное регулирование, понимая, что в действующем подходе остается много пробелов. Так, в 2020 году Еврокомиссия представила правила регулирования цифровых активов (MiCA). Документ неоднократно дорабатывался и окончательно был утвержден весной 2023 года.
«MiCA является ключевой разработкой, демонстрирующей, что может быть создана всеобъемлющая структура, обеспечивающая четкое направление для конкретных сегментов рынка. Несмотря на то, что MiCA исключает определенные аспекты криптографии, такие как NFT и децентрализованные финансы, регулирование является значительным шагом вперед для криптосообщества», — сказал Дэвид Швед, глава блокчейн-компании по кибербезопасности Halborn.
Новые правила направлены на повышение прозрачности криптосферы и включают меры по борьбе с отмыванием денег. Отдельное внимание в документе отведено стейблкоинам. К ним будет применяться особенно строгое регулирование. В частности, выпускать их смогут только признанные кредитные учреждения с определенными ограничениями. Напомним, в 2019 году Евросоюз не разрешил использовать на своей территории стейблкоины, такие как Libra от Facebook, увидев в них угрозу финансовой стабильности из-за большой популярности среди потенциальных покупателей.
Плюсы и минусы подхода
Анна Антонова, главный юрист ООО «Токены»:
«Регулирование криптоактивов по аналогии с ценными бумагами помогает распространить механизмы защиты прав инвесторов на сущностно близкие к ценным бумагам цифровые активы. Управление по принципу «разрешено все, что не запрещено», ограничивающееся рамками законодательства о ценных бумагах, платежных системах, легализации и нормами, нацеленными на защиту инвесторов от мошенничества и недобросовестных практик, позволяет тестировать новые идеи и пробовать выпускать разные виды цифровых активов.
Недостатком является высокая степень неопределенности: сложно оценить перспективы проекта, когда нет понимания, как регулятор квалифицирует тот или иной цифровой актив, как суд оценит применимость тех или иных законодательных норм к отношениям по поводу такого цифрового актива".
Специальный правовой режим
Есть немало стран, которые создают специальные законы для криптоактивов. Среди них, например Япония, Мальта и Россия.
Так, Япония стала первой страной в мире, которая законодательно определила понятие «виртуальная валюта». Криптоактивы и ценные бумаги здесь относят к разным категориям. Работа криптобирж легальна, в том числе можно торговать криптовалютными деривативами.
Регулирует этот рынок FSA (Агентство финансовых услуг). При этом в стране действует саморегулируемая организация JVCEA (Ассоциация бирж виртуальных валют). Она уполномочена создавать нормативные акты и правила в области криптоактивов, и все японские криптобиржи должны следовать ее рекомендациям.
«Если базовым активом криптоактивов являются ценные бумаги или недвижимость, то они регулируются как security-токены. Utility-токены, которые не подпадают под определение криптоактивов и других финансовых инструментов, выходят за рамки финансового регулирования», — объясняют эксперты консалтинговой компании «Технология доверия».
Еще одной прогрессивной страной в области регулирования криптоактивов является Мальта. Здесь есть проработанная законодательная база по всем финансовым инструментам. «Благодаря надежному правовому режиму место с каждым годом привлекает все больше криптобирж, инвесторов и финтех-компаний, что способствует непрерывному росту и развитию инноваций в финансовой индустрии», — отмечают эксперты «Технологии доверия».
Россия находится на этапе формирования эффективного правового режима в сфере цифровых активов. Закон о ЦФА вступил в нашей стране в силу 1 января 2021 года. Он разрешает выпуск и обращение цифровых финансовых активов и гибридных цифровых прав на специальных платформах, а также закрепляет понятие «цифровая валюта». Помимо этого, в августе 2023 года в нашей стране был принят закон о цифровом рубле, который предусматривает внедрение третьей, цифровой формы российской национальной валюты.
ЦФА, цифровой рубль и криптовалюта имеют разные ограничения и возможности. В частности, криптовалютами разрешено владеть физическим и юридическим лицам, но их нельзя использовать в качестве средства платежа. Цифровой рубль, напротив, будет выступать платежным средством. Что касается ЦФА, то их могут выпускать юридические лица и индивидуальные предприниматели, а покупать — юридические, физические лица и ИП. Активы можно обменивать, дарить, закладывать или передавать по наследству, но расплачиваться ими нельзя, как и криптовалютой.
«На сегодняшний день доступ к сделкам с ЦФА имеют только российские компании и граждане страны. Планируется, что доступ к российским ЦФА может быть также открыт для иностранных инвесторов. Кроме того, в перспективе ЦФА может быть использован при трансграничных расчетах и проведении экспортных операций», — отмечают эксперты «Технологии доверия».
Плюсы и минусы подхода
Анна Антонова, главный юрист ООО «Токены»:
«Преимуществами специального регулирования являются относительная предсказуемость действий регулятора и судов. Также оно предусматривает единые и прозрачные требования к субъектам рынка.
Среди недостатков — длительный срок разработки нормативно-правовых актов, сложности увязки нового закона с существующим регулированием (нормами гражданского, налогового, антимонопольного права и др.), отсутствие судебной практики. Когда специальное регулирование создается с чистого листа, без возможности проанализировать существующий экономический опыт в конкретной юрисдикции, сложно сконструировать закон так, чтобы он был удобен для субъектов рынка".